30- летию школы посвящается Они были первыми
Эстетический всеобуч (из опыта работы школы №2 г. Омска) Школа №2 открылась в 1977 году в рабочем посёлке шинников и , естественно, как в каждой новостройке, остро встала проблема нравственно-эстетического обучения и воспитания учащихся. В 1981-1982 учебном году был открыт хоровой класс из учащихся школы на базе музыкальной школы №8, а в 1982-1983 – два хоровых класса, Занятия велись педагогами музыкальной школы №8 непосредственно в школе по методике музыкально-певческого обучения детей, разработанной Дмитрием Ерофеевичем Огородновым. В городе это была первая школа, где проходил эксперимент по данной методике. Уроки хора – это необычные уроки хорового пения – вела их преподаватель музыкальной школы №8 Емельянова Наталья Николаевна. Отмечалось, что ребята хоровых классов отличались большой эмоциональностью и выразительностью. Заканчивая среднюю школу учащиеся получали свидетельства об окончании детской музыкальной школы №8 (хорового отделения). Уроки музыки велись с 1 по 11 класс, с 1 по 9 класс два часа в неделю по системе Кабалевского, в 10-11 классах один час по авторской программе составленной учителем музыки Мошкарёвой И.Д.. Они охватывали работу над вокалом, музыкальную грамоту, разучивание песен, слушание музыки, импровизацию, игру на музыкальных инструментах. Такие уроки активизировали творческую деятельность детей. На уроках использовались художественная литература, живопись, кинофрагменты. Было создано два возрастных хора: вокальный ансамбль под руководством Майоровой Людмилы Сергеевны и вокально-инструментальный ансамбль «Последний герой» под руководством Фролова Юрия Алексеевича. Традицией в школе стали музыкальные вечера и проведение дней эстетики. В эти дни все учащиеся, учителя, родители были вовлечены в мир искусства. К этим дням шла большая подготовка, привлекались артисты ТЮЗа, филармонии, музыкального и драматического театров, музеи, дворцы культуры. Проводились музыкальные праздники, экскурсии в музей, часы этики, фольклорные праздники, встречи с писателями, композиторами, артистами, художниками… Нашими помощниками в музыкальном воспитании учащихся стала Омская филармония. Сохраняя форму урока артисты говорили с ребятами об искусстве, а те в свою очередь отвечали на вопросы и получали домашнее задание. Ребята узнавали на этих уроках о композиторах, слушали музыку Замечательным организатором таких лекториев являлась Бибергаль Татьяна Сергеевна. К работе по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся привлекались специалисты из Дворцов Культуры. Занятия с хорами 4-7 классов и 1-3 классов вели хормейстер ДК «Шинник» Майорова Людмила Сергеевна и концертмейстер Мошкарёва Ирина Дмитриевна. Привлечение специалистов положительно сказывалось на исполнительском мастерстве. Учителя стремились вовлечь детей в кружки по искусству при дворцах культуры. Гирякова Людмила Александровна привлекла весь класс в кружок современного танца при ДК «Текстильщик» руководителем которого был лауреат республиканского конкурса Бережной Анатолий Алексеевич и Иванова Ирина Ивановна. Два раза в неделю (четверг и воскресенье) класс отправлялся на занятия. Красивый зеркальный пол, особая форма для занятий, новизна в танце, музыка – всё это привлекало детей. Разнообразна внеклассная воспитательная работа: уроки искусства по плану Омской филармонии и музыкальной школы№8, смотры художественной самодеятельности, выступления школьных агитбригад, вечера, спектакли, утренники, музыкальные викторины, конкурсы! Было введено углублённое изучение ИЗО по программе Неменского. Вели уроки и большую внеклассную работу учителя Донова В.Ф. и Донова Н.В. В музее ИЗО прошёл педсовет «Роль музея изобразительного искусства в эстетическом воспитании учащихся». После этого был составлен совместный план работы: уроки по ИЗО, МХК, литературе, истории, экскурсии, лекции, родительские собрания, выставки картин в школе и другие формы работы. Интенсивно работал кружок «Юный художник». Самые тесные связи были установлены с театрами города. Общение с театром способствовало духовному общению учеников, расширяло их кругозор, помогало в учёбе. Определялись спектакли согласно возрасту детей, планировалась и дальнейшая работа после просмотра спектакля – обсуждение, сочинения, встречи с режиссёром, артистами. В школе было введено изучение мировой художественной культуры (МХК) в 9-11 классах. Цель курса – увлечь молодых людей искусством, развить интерес к живописи, музыке, литературе. Формы урока самые разнообразные (урок – путешествие с героями по страницам романа, уроки – концерты, уроки в музее ИЗО, уроки – дискуссии, уроки – спектакли). Было создано литературное отделение, введено углублённое изучение литературы, сформированы литературные классы. Учителя Штукина В.Е., Рычкова Н.А., Суворова М.В. являлись пропагандистами современной литературы, знакомили ребят с поэзией и прозой Омских писателей, проводили литературные гостиные встречи с поэтами и писателями, лекции-экскурсии в музей Достоевского, проводили поэтические пятиминутки. В литературных классах шло углублённое изучение литературы с театрализованным уклоном, в эстетических изучались музыка и ИЗО в тесном контакте с музыкальными и художественными школами и музеями. На базе старших классов была открыта театральная студия, которой руководила Рифель Нина Алексеевна. Вопросы, проблемы эстетического обучения и воспитания школьников систематически обсуждалась на педагогических советах. Это были педсоветы – семинары, педсоветы – панорамы, педсоветы – отчёты, где подводился как бы итог проделанной работы, и ставились новые задачи. «Роль педколлектива в воспитании у учащихся основ эстетической культуры и привития им творческих способностей» - одна из тем такого педсовета. Руководители коллективов выступали с отчётами о проделанной работе, звучали песни в исполнении хорового класс, были показаны спектакли театральной студии и театра кукол, показан фрагмент урока МХК, урока литературы. Здесь же была развернута выставка рисунков учащихся, декоративно-прикладного искусства. Одним из решений было проводить в апреле каждого учебного года Марафон – концерт с отчётом всех коллективов. Зал не мог вместить всех желающих. С тех пор в школе ежегодно проводились творческие отчёты коллективов. Совместно с коллективом ТЮЗа прошёл педсовет «Роль театра в нравственном становлении личности». Артист ТЮЗа Звонов А.А. и заведующая литературной частью рассказывали о планах, о том, что ТЮЗ становится семейным театром. В заключение был показан спектакль «Конёк – горбунок». «Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства» - такой педсовет был проведен в Музее Изобразительного искусства. Старший сотрудник музея Степанова Л.П. рассказала о совместной работе школы и музея, проведении сотрудниками музея уроков ИЗО, МХК, уроков – экскурсий, лекций, классных часов, выездных выставок, родительских собраний. Затем педколлектив был разбит на три группы и с каждой группой искусствоведы проводили занятия по темам – русская икона, декоративно-прикладное искусство, живопись XIX века.«Роль внеклассной работы по литературе в нравственно-эстетическом воспитании учащихся» - своеобразный отчёт о проделанной работе литературного отделения и задачах на перспективу. В театральной гостиной была подготовлена выставка литературных газет, лучших сочинений учащихся, рукописных журналов, рисунков учащихся по произведениям… Выступления учителей сопровождались музыкальными номерами, русскими романсами, отрывками из спектаклей. Такие нестандартные педсоветы поднимают интерес, творчество, активизируют коллектив учителей, учащихся, родителей. Как любое живое дело, эстетическое обучение и воспитание школьников требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью, обеспечить целостный подход обучения и воспитания детей. Опыт работы школы по данной теме изучался и обобщался в городе, в школе проходили семинары для руководителей школ города. На базе школы проводились практические занятия различных групп слушателей факультета кафедры научных основ управления школой ОМПГУ, руководителей школ Омской и Тюменской областей. *** |